Так уж вышло, что государственность в Древней Греции сложилась в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств. Полисы постоянно враждовали между собой, отстаивая свою полную независимость, и только изредка объединялись в хлипкие союзы, если предстояло воевать против общего врага. Особенность полисного мировоззрения привела к появлению понятия "гражданин". По-гречески, гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности. Для сравнения, в древневосточных деспотиях такого понятия не существовало вовсе.
Одним из полисов были Афины, колыбель демократии.
Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. (после окончания греко-персидских воин). Демократия в Афинах была направляемой и управляемой. Лидером афинской демократии с 444 г. до н.э. и на протяжении 15 лет был первый стратег Перикл.
Участвовать в управлении городом-государством могли лишь полноправные граждане. Гражданином становился мужчина - житель города, достигший 30 лет. Мужчины - жители других городов, женщины и рабы из числа голосующих исключались. В Афинах любой гражданин (независимо от его имущественного положения) мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, имел право внести на обсуждение проект закона, мог вносить предложения по вопросам внутренней и внешней политики.
Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее и в Аттике. Народное собрание обладало широкими полномочиями. Здесь принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры и т. д.
В компетенцию Народного собрания входило проведение такого чрезвычайного мероприятия по охране государственного строя от происков знатных лиц, как остракизм. Остракизм - это голосование на черепках (остраках). Чтобы защитить порядок и власть от возможного захвата, граждане должны были решить вопрос, угрожает ли обвиняемый полисному строю. Заседающие в Народном собрании писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов: если на 6 тыс. черепков оказывалось одно и то же имя, обвиняемого изгоняли из Афин на 10 лет.
(Остраки с именами Фемистокла и Кимона).
Комментариев нет:
Отправить комментарий